Отсекая всё лишнее
Любая линия электропередачи как социально значимый и в то же время опасный объект должна быть максимально возможно защищена от любого негативного воздействия. Сверхрасчётные климатические факторы – под этим профессиональным термином энергетики понимают сильный ветер, обильные осадки, экстремальные температуры и тому подобное – исключением не являются. Избежать разгула стихии как такового невозможно в принципе, но его последствия можно минимизировать. Например, сведя к минимуму возможность обрыва проводов из-за падения дерева, вызванного ураганным ветром.
Правила устройства электроустановок на этот счёт предельно конкретны. Согласно им, расстояние по горизонтали между крайними проводами воздушной линии до 20 кВ и кроной дерева должно быть не менее 3 м. С ростом напряжения увеличивается и этот промежуток. Для воздушных линий 35-110 кВ он составляет уже как минимум 4 м, 150-220 кВ – 5 м. Кабельные линии, в свою очередь, должны быть проложены более чем в 2 м от стволов деревьев. В охранных зонах ЛЭП и вовсе ничего не должно расти.
За пределами городов проблема решается относительно просто: линии проведены по просекам, которые проложены с учётом всех разрешённых расстояний. Последние регулярно расчищают. В городе не проложишь просеку через зелёные насаждения, поэтому здесь приходится ограничиваться подрезкой ветвей. «В основном это зоны жилой застройки с частным сектором, – отмечает начальник отдела управления бизнес-процессами и стандартизации АО «Иркутская электросетевая компания» Роман Русанов. – Здесь по преимуществу проложены воздушные линии 10 и 0,4 киловольта. В Иркутске это, к примеру, предместья Глазково и Марата, 3-й посёлок ГЭС». С точки зрения близости к деревьям энергетики также выделяют линии 110 кВ, которые идут вдоль улицы Розы Люксембург в Ново-Ленино и ЛЭП того же класса напряжения от подстанции «Южная» на левом берегу Ангары до подстанции «Кировская», проложенные в центральных районах города. Кроме того, в Иркутске проложены две воздушных линии 220 кВ, от одной из которых отходят ещё две отпайки. Все сети должны соответствовать правилам устройства электроустановок.
«Мы ежегодно производим осмотры линий, – рассказывает начальник службы линий электропередачи Южных электрических сетей ИЭСК Максим Пруцков. – Если мы видим, что дерево опасно нависло над проводами, либо оно усыхает, либо имеет ещё какой-то дефект, либо в силу динамики роста его ветви могут приблизиться к проводам, его заносят в лист осмотра. Потом производим обобщение и составляем дефектные ведомости для последующего устранения дефектов». Все работы, будь то обрезка ветвей или снос деревьев, согласованы с дендрологами из комитета городского обустройства администрации Иркутска. Кто-то при упоминании этого ведомства, конечно, вспомнит срубленные здоровые тополя, о которых немало писали в социальных сетях. Но энергетики к тем работам отношения не имеют. Их деятельность строго регламентирована правилами устройства электроустановок, которые не допускают разночтений даже со стороны приглашённых экспертов. К тому же к столь радикальным мерам при расчистке трасс воздушных линий в Иркутске прибегают редко: при том, что ежегодно специалисты Южных электрических сетей и подрядчиков обрезают около 4 тыс. деревьев, в 2018 году они снесли только 16 стволов, которые могли повредить провод. При этом в качестве компенсации за каждый из последних высаживают по одному новому дереву, пусть не всегда и в том районе, где его пришлось спилить.
«У потребителей обычно не возникает вопросов, когда работаем непосредственно мы, – продолжает Пруцков. – Но, когда выходят подрядчики, случается, что приходится объясняться с местными жителями, некоторые из которых даже вызывают полицию».
Нам в этом смысле повезло – работы идут в безымянном проезде вдоль ограды Глазковского кладбища, который упирается в 4-ю Железнодорожную улицу. Автовышка, в корзине которой орудуют сучкорезами два человека в спецовках, не вызывает удивления у немногочисленных прохожих. Водители – их на этой дороге на удивление много – без лишних эмоций сбрасывают скорость и перестраиваются, увидев предупреждающий знак и конусы, которыми огорожено место работ. За другие участки ручаться не будем. Тем более, что их немало: в 2019 году во всей зоне деятельности Иркутской электросетевой компании необходимо расчистить 6 046 га, по которым проложены линии.