Шкурка от банана как камень преткновения
Впереди планеты всей
С 1 июля в Иркутской области вновь повысился тариф на услугу вывоза и утилизации коммунальных отходов. Теперь для населения в зоне «Юг» тариф составляет 557,76 рубля за кубометр (повышение составило 24,87 рубля), для зоны «Север» – 605,62 рубля (рост на 9,29 рубля). Однако повышение суммы в платёжке – пока единственный результат мусорной реформы. Раздельный сбор мусора и его переработка осталась за кулисами реформы.
В Иркутске 13 июля по инициативе оператора зоны Юг «РТ-НЭО Иркутск» прошла конференция, посвящённая селективному сбору отходов. Представитель регионального оператора Артём Мищенко, отвечая на вопросы присутствовавших экологов и эко-активистов, даже не скрывал: населению пока рано думать о разделении мусора на фракции. И виновато во всём несовершенное законодательство. «В законе есть пробел, – говорит Мищенко. – Не понятно, что такое инфраструктура для раздельного сбора мусора. Да и что такое раздельный сбор тоже не определено. Ещё одна проблема – достижение планового показателя, который определён в нацпроекте «Экология». Как достигнуть цифры в 60% для раздельного сбора не совсем понятно. Просто поставить разноцветные контейнеры? Или этого явно недостаточно?»
Сейчас в регионе разрабатываются нормативные документы, в которых предлагается для начала считать наличием селективного сбора при достижении хотя бы 30% разделения мусора. «Но опять не понятно: 30% от прессованного объёма или просто заполненного контейнера? Если прессованного, то кто должен утрамбовывать – регоператор, собственник отходов или сторонняя организация?», – продолжает Мищенко.
Примечательно, что создание инфраструктуры для раздельного сбора отходов с населения и юридических лиц – не обязанность регионального оператора. Даже при новых повышенных тарифах. Размещением контейнерных площадок для населения должен заниматься муниципалитет, оплачиваться работы должны из бюджета, который формируется налогами. Юридические лица должны самостоятельно обеспечить себя необходимой инфраструктурой. Получается, что население за мусорную реформу заплатит дважды.
Почти во всех регионах России ситуация складывается таким же образом. Лишь Санкт-Петербург и Москва воспользовались правом отсрочить введение мусорной реформы до 2022 года, чтобы разобраться с законодательством и создать необходимую инфраструктуру, в том числе совместно с инвесторами.
Прямой стимул для бизнеса
По словам Мищенко, разделение мусора может быть выгодно предпринимателям. Сегодня многие представители бизнеса не согласны с действующими тарифами и нормативами накопления. Создание индивидуальных закрытых контейнерных площадок позволит перейти на фактический учёт. Если при этом организовать селективный сбор, то возможно продавать вторсырьё регоператору, компенсируя свои затраты.
Иркутские предприниматели, которые уже больше 10 лет занимаются сбором вторсырья и транспортировкой его на перерабатывающие заводы по всей стране, уверены, что для повсеместного распространения селективного сбора необходим дополнительные экономические стимулы. «Нынешние расценки на вторсырьё – это максимум, который мы можем предложить предпринимателям. В то же время, это минимум, на который согласен хоть кто-то, – комментирует представитель «Эко двора» по имени Сергей. – Поднять цену получится при наличии субсидии от регоператора или от области, например. Мы готовы сами вывозить отобранные отходы и отправлять их на переработку».
«Эко двор» – один из проектов предприятия, которое входит в группу компаний городов Дальнего Востока ООО «Хабаровскстеклотара». Склад вторсырья на Ракитной, 12 в Иркутске – самый известный и один из самых крупных в регионе. Почти каждый день большие фуры увозят отсюда на заводы переработки картон, плёнку, пластиковые бутылку и битое стекло (всех цветов – уникальный опыт для нашей области) в Хабаровск, Новосибирск, Челябинск. На склад вторсырьё поступает не только из пунктов приёма «Эко двор». Большую часть материала привозят так называемые частники – дворники и самозанятые люди. Они договариваются с магазинами, в основном продуктовыми в жилых домах, и периодически забирают у них ненужные картонные коробки, упаковочную плёнку. Заработок называют «прибавкой к пенсии» и «на мороженое внукам».
Пока регоператор не сотрудничает с местными перевозчиками вторсырья. У него силой закона есть обязанность вывозить мусор с контейнерных площадок и нет возможности передать эту функцию компаниям, принимающим вторсырьё. Так что регоператору выгодней будет напрямую, без посредников, вывозить вторсырьё на заводы-переработчики. Практика появится после организации специальных контейнерных площадок предпринимателями, оформления паспортов на отходы различного типа. Всё это может обойтись более чем в 100 тыс. рублей. С нынешними расценками на вторсырьё окупаемость займёт годы.
Не сортирую и не хочу
«Вторичное сырьё для нас – не доходное направление, – признаёт Мищенко. – Но раздельный сбор и переработка – то, ради чего реформа существует. И если мы не будем сейчас встраиваться, то рано или поздно мы перестанем быть регоператором». Сейчас «РТ-НЭО Иркутск» создаёт на своей территории инфраструктуры транспортирования. Компания заявила о закупке мусоровозовов, позволяющих транспортировать несколько видов отходов, а также о строительстве логистических центров. Компания закончила проектирование 17 мусоросортировочных станций. «Средства, которые мы заложили на строительство инфраструктуры, пустили на покрытие разрывов при отсутствии платежей в первые месяцы работы, – рассказывает Мищенко. – Дополнительного финансирования из области нет. Думаю, часть сортировочных станций сможем ввести в эксплуатацию уже в этом году».
Он объяснил необходимость создания мусоросортировочных станций требованием законодательства. Как показали исследования регоператора, из одного контейнера с мусором можно отобрать от 5 до 12% вторсырья. Ещё около 20-25% составит отсев, который можно отделить во время грохота на сортировке. Это отходы, которые путём биоразложения возможно превратить в грунт, а не запускать на полигон.
Тратить ресурсы на массовое распространение селективного сбора отходов среди населения регоператор не собирается. «Существует проблема, которая ставит крест на всех начинаниях с населением. Мы не знаем, как возвращать деньги за раздельный сбор жителю многоквартирного дома. Конкретно жителю? Управляющей компании, через которую ведётся расчёт? И пока не понятно, как организовать фактический учёт мусора для каждого потребителя. А если та самая шкурка от банана попадёт в контейнер с бумагой, весь контейнер не засчитывать?» – отметил Артём Мищенко и добавил, что, по его мнению, население пока не готово разделять отходы.
С ним категорически не согласны общественники. «Эко-осознанных граждан становится всё больше, – уверена ангарская активистка Ольга Малгатаева. – В моей семье копят пластик, плёнку, бумагу, металл и стекло. Сдаём в пункты приёма, отдельные фракции отвозим в Иркутск. У меня много друзей, кто поступает точно так же. Общественники проводят большое количество просветительских акций, которые приносят реальные результаты. Не нужно обесценивать этот опыт. У меня в связи с вашими заявлениями только один вопрос: вы сами мусор сортируете?»
Под аплодисменты присутствующих на конференции Артём Мищенко признался, что никогда этим не занимался. Более того, он не видит в этом смысла. Единственное, чем он может поддержать эко-общественников – «руку пожать». «Я бы вам всё же советовала заняться сортировкой и вникнуть в этот вопрос, раз вы представитель регионального оператора по ТКО», – отметила Ольга Малтагаева. Ееё поддержали десятки общественников, присутствующих на конференции.