Современный город очень зависит от источников тепла и света. Лишенный их он становится мертвым, а потому городские теплоэлектроцентрали – ТЭЦ, которые обеспечивают жизнеспособность его, очень точно называют сердцем города. Не работает сердце – не функционирует многотысячный город. Сердце города должно работать безостановочно.
ТЭЦ-5 изначально, еще в стадии проекта, была задумана как подразделение Иркутского алюминиевого завода (ИРКАЗа), как одно из технологических подразделений, как ведомственная теплоэлектроцентраль. Она должна была снабжать теплом, технологическим паром и горячей водой цеха и службы ИРКАЗа, прилегающий рабочий поселок, подведомственный ему, и все. Не предполагались ни другие заводы, ни расширение поселка до масштаба современного города, ничего. Но это вначале, согласно первым проектам. А жизнь, как известно, не умещается в рамках планов и схем, очень быстро ломает эти схемы и вносит свои коррективы.
Строить ТЭЦ начали в 1958 г. Генеральный подрядчик трест «Иркутскалюминстрой».
Строилась на основании разрешения Иркутского областного Совета народного хозяйства. Строительство производилось по частично утвержденным проектам, по типовым рабочим чертежам и по сводной смете. Такое допускалось, когда поджимали сроки.
Во-первых, ускоренными темпами строился ИРКАЗ, дело шло к получению первого алюминия. Такими темпами в СССР не строился ни один алюминиевый завод. ИРКАЗ был не только первенцем алюминиевой промышленности Восточной Сибири, но и являлся экспериментальной базой для родственных предприятий.
Во-вторых, уже разрабатывался генеральный план г. Шелехова, ТЭЦ следовало построить раньше, чем сам город.
ТЭЦ-5 строилась и развивалась в единой системе с ИРКАЗом и г. Шелеховом, она прошла все ступени и этапы становления, которые прошел город и его ведущее предприятие – ИРКАЗ. Ее коллектив формировался в целеустремленной деятельности, в повседневных заботах и взаимодействии людей самых разных профессий – инженеров, мастеров, машинистов, электриков, слесарей, административных работников, рабочих набранных по объявлению, которых надо было обучать, а потому одновременно вели монтаж котла, изучали оборудование, учили инструкции. Руководящий персонал станции пришел из управления «Иркутскэнерго».
В 1959 г. утверждается генеральный план г. Шелехова. Соответственно просчитывалась и потребность города в энергопотреблении. Генеральный план города сразу высветил необходимость увеличения мощности строящейся ТЭЦ, поскольку новому городу, по расчетам, требовалось гораздо больше тепла и горячей воды, чем могла дать первая очередь.
Распоряжением Иркутского СНХ N 190-Д от 22 февраля 1960 г. ТЭЦ Иркутского алюминиевого завода в целях своевременного ввода Иркутского алюминиевого завода и обеспечения нормальной эксплуатации передана в ведение РУ «Иркутскэнерго».
После передачи ТЭЦ-5 ее новому коллективу трест «Востокэнергомонтаж» к октябрю 1960 г. завершил монтаж оборудования первой очереди.
25 октября 1960 г. прибыла пусковая бригада для проведения пусковых операций и пуска котлоагрегатов.
В напряженные пусковые дни конца 1960 г. подолгу не уходили со станции машинисты И.Ефремов, Ф.Г.Емельянов, весь молодой коллектив электриков, начальники смен А.А.Рогачева, В.А. Герасимов, В.М.Огнев. Большая ответственность лежала в те дни на начальниках цехов: Н.И.Каширском, А.П.Малюшиной, М.Д.Хомякове, П.Е.Сиротенко, Д.Е.Герасимове, Л.П.Степанове, но особенно на главном инженере В.И.Тетерине, будущем директоре ТЭЦ-5.
18 ноября 1960 г. произведен пуск первого котла. Первый технологический пар, после зажжения факела, подали на железобетонный завод, а затем, постепенно расширяя тепловые сети, дали тепло в дома, в детские учреждения и в школы.
С декабря 1961 г. по декабрь 1965 г. произведен пуск котлоагрегатов ст. N N 2, 3, 4, турбогенераторов N N 1, 2, 3..
До пуска ТЭЦ г.Шелехов, фактически еще поселок, получал энергию с подстанции «Гончарово», а в кварталах стояли котельные (три кочегарки), а саму ТЭЦ отапливали паровозы, разогревая и подавая в топки мазут.
К концу 1970 г. ТЭЦ-5 была уже высокоавтоматизированным и экономичным предприятием и по системе «Иркутскэнерго» имела самые хорошие показатели по удельному расходу топлива на единицу мощности, а главное, весь десятилетний период станция прошла без аварий и брака в работе.
В отопительные сезоны 1970-76 годов станция работает на пределе возможностей, резерва у нее практически нет. Выход из строя хотя бы одного котлоагрегата мог привести к остановке предприятий, потребляющих технологический пар, ограничению подачи тепла жилому массиву.
В 1975-1982 г.г. пущена вторая очередь, а это котлоагрегаты ст. N 5, N 6, N 7.
В период 1985-1997 г.г. велось строительство жилых домов, автогаража, организована животноводческая ферма, создан оздоровительный комплекс «Энергетик» при ТЭЦ-5, в состав которого вошли: пансионат «Нилова Пустынь», база отдыха «Аршан» и база отдыха «Жемчуг», сдана в эксплуатацию электрокотельная мощностью 86 Гкал/час
С декабря 1961 г. по декабрь 1997 г. сданы в эксплуатацию три турбоагрегата мощностью по 6 МВт каждый, семь котлов паропроизводительностью по 75 т/час и электрокотельная мощностью 86 Гкал/час.
Установленная мощность – 18 МВт. Тепловая мощность – 354,1 Гкал/час.
В 2000 г. ТЭЦ-5 стала победителем конкурса «Лучшая организация Иркутской области по проведению работы в сфере охраны труда» во 2-м классе профессионального риска по итогам 2000 г.
С 1960 г., сменяя друг друга, руководили станцией директора: Нафетдинов Н.Ф., Журавлев К.В., Секулович Ю.С., Тетерин В.И., Демиденко В.К., Наумов А.Б., Казаков А.Г., Алексюк Л.С., Пенезев П.Н., Васильев А.В.
Бессменно с 1960 г. по 2001 г. работали на ТЭЦ участница пуска первого котла М.И. Дубровина и М.Г.Нилова, инженер по учету ПТО. Они стояли у истоков исторического пути станции, вся жизнь которой проходила на их глазах.
Много достойных и преданных делу специалистов работало и работает на ТЭЦ-5 сегодня. Благодаря их неустанному круглосуточному труду не перестает биться её сердце. Станции, воспетой в стихах А.А.Рогачевой, дежурного инженера, проработавшей на ТЭЦ более 25 лет со дня ее основания.
Мы начинали, собственно, с нуля, с пустого недостроенного здания – в коробке гулкой шел монтаж котла в огне электросварки, в громе стали. Нам не хватало мощностей зимой – росли нагрузки, жег мороз под сорок и предъявляла жизнь свои права – зима забот необоримый ворох из белого роняла рукава. Качался на пределе показаний режим температур, режим давлений, зима качалась, ей мы воздавали поэзией технических свершений. И снова заметало за окном, ломились в двери снежные метели, но город жил и светом и теплом по всем статьям, хотя и на пределе. |