Главная/Новости/Новости ТЭК/Минэнерго разработало...

Новости ТЭК

12.05.2015

Минэнерго разработало новые правила распределения топливных расходов для генмощностей, работающих в комбинированном цикле

(BigpowerNews) Минэнерго разработало проект приказа «Об утверждении Методических указаний по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, применяемые в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения».

Данные Методические указания определяют порядок расчета нормативных (технически обоснованных и не превышающих КПД работы оборудования исходя из закона сохранения энергии) удельных расходов условного топлива ТЭЦ при работе в режиме комбинированной выработки.

За счет их внедрения министерство рассчитывает обеспечить энергоэффективность производства теплоэнергии и сдержать темпов роста тарифов на нее, «путем максимизации производства тепловой энергии в комбинированном цикле, при одновременном снижении тарифа для населения (регулируемые договора) на электроэнергию».

Планируется, что новые правила вступят в силу 1 октября 2015 г.

Как пояснили в Минэнерго, существующая редакция документа не подразумевает отмены приказа Минэнерго России № 323 и упразднения пропорционального или физического метода, вопрос перехода ТЭЦ в ценовых и неценовых зонах на единый (тепловой) метод с отменой всех, ранее существовавших находиться в станции обсуждения. Кроме того, отмечают там, в части наличия рисков роста платы граждан за тепловую энергию «Физический» метод разделения топливных затрат, в соответствии с «Методическими указаниями по составлению отчета электростанций и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования (РД 34.08.552−93)» является инструкцией (методикой) по расчету затрат топлива на производство тепла и электрической энергии при неделимости самого процесса производства электрической и тепловой энергии, осуществляемой в режиме комбинированного производства.

«Этот метод был разработан и утвержден Министерством энергетики СССР в 1943 году и предназначался исключительно для оценки тепловой экономичности и энергоэффективности генерирующего оборудования тепловых электрических станций. После образования РФ данный механизм был принят в качестве базового инструмента ценообразования в энергетике и использовался до 1996 года, когда массовые неплатежи потребителей электрической и тепловой энергии привели к необходимости искусственного перевода части себестоимости из сферы теплоснабжения, где отключение потребителей невозможно, в сферу электроснабжения. В указанных целях АО «Фирма ОРГРЭС» по заказу Министерства топлива и энергетики Российской Федерации разработало новый метод разделения топливных затрат на производство электрической и тепловой энергии «Методические указания по составлению отчета электростанции и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования. (РД 34.08.552−95)» (далее – Пропорциональный метод) в котором разделение топливных затрат между двумя видами продукции – электрической и тепловой энергией – было искусственно изменено путем перенесения большей части топливных затрат на производство электрической энергии. Пропорциональный метод разделения топливных затрат стал основным механизмом учета топливной составляющей в себестоимости электрической энергии на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 г. № 793 и далее использовался в указанном качестве в рамках новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности в соответствии с постановлением правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)»», — напоминает регулятор.

Соответственно, заключает он, «на настоящий момент в энергетике стоимость электроэнергии, производимой ТЭС является искусственно завышенной, а стоимость тепла – заниженной». Такой дисбаланс существенным образом влияет на финансово-экономические показатели тепловых электрических станций, являющихся по своим термодинамическим и теплотехническим характеристикам наиболее экономичным способом производства электрической и тепловой энергии, поскольку, при указанном искусственном перераспределении части топливных затрат на производство теплоэнергии в сторону электроэнергии, ценовая заявка ТЭС на рынке электрической энергии (мощности) в структуре себестоимости электроэнергии несет часть затрат на производимое станцией тепло.

В Минэнерго отмечают, что механизм комбинированного режима, как базовый механизм дешевого производства электрической и тепловой энергии отражен в основных принципах госполитики в сфере теплоснабжения (статья 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190−ФЗ «О теплоснабжении»).

Вместе с тем, тепловая электрическая станция, функционирующая в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и ведущая учет себестоимости топливных затрат на производимые виды продукции в соответствии с пропорциональным методом, на рынке электрической энергии и мощности вынуждена конкурировать с конденсационной электрической станцией, производящей только электрическую энергию, в составе ценовой заявке которой отсутствуют затраты на производство тепловой энергии. Соответственно, такая схема конкуренции приводит к невозможности в базовом периоде компенсации всех затрат ТЭС, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в комбинированном режиме, поскольку ценовая заявка конденсационной электрической станции будет представляться более конкурентной по причине отсутствия затрат на производство тепловой энергии. В тоже время компенсация понесенных расходов тепловой электрической станции в теплоснабжении также невозможна по причине искусственно заниженной себестоимости тепловой энергии в части топливных затрат, рассчитанной по Пропорциональному методу. Учитывая, что теплоснабжение в РФ является тарифицируемым сектором экономики – ценообразование осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», основным механизмом установления необходимой валовой выручки организации является определение экономически обоснованных общих затрат организации на производство тепловой энергии, где себестоимость производства тепловой энергии на некомбинированных источниках производства тепловой энергии (котельных) существенно превышает себестоимость тепла с тепловых электрических станций. Вместе с тем, равно как на ОРЭМ ценовая заявка ТЭС является неконкурентоспособной по причине наличия тепловой составляющей в структуре себестоимости электроэнергии – в теплоснабжении экономически обоснованная структура общих затрат искусственно занижена на величину перенесенной в себестоимость электроэнергии топливной составляющей на производство тепловой энергии. Соответственно ТЭС, функционирующая в режиме комбинированного цикла и являющаяся наиболее экономически эффективным и дешевым источником электро- и теплоэнергии на сегодняшний день является одним из неэффективных с экономической точки зрения объектов производства электрической и тепловой энергии. «В развитие описанного дисбаланса, в РФ сложилась ситуация, при которой доля отпуска теплоэнергии источниками, производящими тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, составляет менее трети от общего отпуска тепловой энергии, остальная часть отпуска тепловой энергии приходится на котельные. Снижение доли производства тепла в когенерационном цикле в общем объеме производства тепла в России составило более 15 % за последние 15 лет, данные нагрузки были переведены на некомбинированные источники производства тепловой энергии», — констатируют в Минэнерго.

По мнению министерства, такая ситуация в значительной мере вызвана отсутствием экономических стимулов хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих тепловые электрические станции, увеличивать объемы отпуска тепла от тепловых электрических станций (далее – ТЭС) в связи с убыточностью данного вида бизнеса при наличии ответственности перед потребителями за бесперебойное энергоснабжение. Даже в случаях, когда в муниципальном образовании доля производства тепловой энергии в когенерационном цикле (в гигакалориях) является доминирующей, при расчете доли выручки от реализации тепловой энергии, на источники комбинированного производства, как правило, приходится непропорционально меньшая доля необходимой валовой выручки (далее – НВВ), что стимулирует собственников ТЭС уходить из данного бизнеса полностью или менять структуру установленных мощностей, в частности – строить свои источники некомбинированного производства или брать в аренду муниципальные котельные. При этом, с одной стороны, увеличение доли отпуска тепловой энергии источниками, производящими тепловую энергию в режиме комбинированной выработки, является энергоэффективным использованием установленных генерирующих мощностей и приоритетным направлением государственной политики в сфере теплоснабжения, с другой стороны, распределение выручки говорит о существующей дифференциации между тарифными решениями на отпуск тепла с коллекторов для ТЭС и некомбинированных источников тепла.

По данным Минэнерго, в целом по РФ средневзвешенный тариф на отпуск тепловой энергии с котельных (с учетом тарифа на передачу) составляет чуть менее 1400 руб./Гкал (без НДС), величина тарифа на отпуск тепловой энергии от ТЭС (с учетом тарифа на передачу) – около 860 руб./Гкал (без НДС). В целом по России объем производства тепловой энергии за 2014 год на котельных составляет 214 млрд. Гкал/год, при этом доля ТЭС менее 89 млрд. Гкал/год или 29 % от общего производства тепла в РФ. Плановый объем необходимой валовой выручки на 2014 год для котельных составил около 1,45 трлн руб., для ТЭС – 0,34 трлн руб.

Таким образом, при отношении объемов производства тепловой энергии котельных и ТЭС, ориентировочно как 2/3 на 1/3, отношение НВВ составляет уже 4/5 к 1/5. Такая ценовая ситуация и, как следствие, убыточность процесса производства тепла вынуждает собственников тепловых электрических станций выводить установленные генерирующие мощности из эксплуатации в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190−ФЗ «О теплоснабжении» и положениями статьи 44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35−ФЗ «Об электроэнергетике».

К примеру, в 2014 году на вывод из эксплуатации подано 107 единиц основного генерирующего оборудования, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, суммарной установленной мощностью около 3,5 ГВт. При этом за период с января по декабрь 2014 года было введено 5,99 ГВт генерирующего оборудования, из которых суммарная мощность нового генерирующего оборудования, введенного на тепловых электрических станциях составила 4,5 ГВт. Следует вместе с тем отметить, что из 4,5 ГВт генерирующего оборудования, введенного на ТЭС, только 1,9 ГВт является оборудованием, функционирующим в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Таким образом, в регионах складывается ситуация, когда все больший объем выработки тепловой энергии перераспределяется от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на котельные, стоимость гигакалории тепловой энергии на которых в 2 – 5 раз превышает ее стоимость на тепловых электрических станциях. В Минэнерго также отмечают, что за последние 10 лет число котельных в стране возросло с 65 до 74 тысяч единиц и продолжает расти. Кроме того, перераспределение тепловых нагрузок в сторону котельных также несет риск ослабления энергетической безопасности субъектов РФ по причине отсутствия на большинстве котельных резервных топливных хозяйств, необходимых для обеспечения бесперебойного снабжения тепловой энергией потребителей в период вынужденных сокращений поставок основного вида топлива. На ТЭС, функционирующих в комбинированном цикле, запасы в целом по стране превышают утверждение нормативы на величину, превышающую 40%. Вместе с тем, запасы резервного топлива на котельных в целом по РФ не превышают уровень 85%, в отдельных субъектах опускаясь до величины 45% от норматива. В частности, по данным Минэнерго, по Челябинской области из 823 функционирующих газовых котельных только на 222 (менее 29%) из них установлены резервные топливные хозяйства. В Тюменской области из 521 газовой котельной только у 61 есть возможность работы на резервном виде топлива, фактически это означает, что даже при наличии резервного топливного хозяйства переход на резервный вид топлива при ограничении поставок основного будет невозможен. Фактически, создается ситуация, когда на котельных, обеспечивающих подачу тепловой энергии и горячего водоснабжения населению, отсутствует должный уровень резервного топлива, необходимый для бесперебойного теплоснабжения населения в случае аварии на газопроводе. Соответственно, полное или частичное аварийное отключение газоснабжения таких объектов может привести к прекращению подачи тепловой энергии населению, а также к полной или частичной разморозке теплосети. Таким образом, заключают в Минэнерго, «уменьшение числа источников теплоснабжения, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, с одновременным ростом числа источников некомбинированного производства тепловой энергии ведет к росту средневзвешенного котлового тарифа на отпуск тепловой энергии в регионах, к усилению давления на предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги, а также к ослаблению энергетической безопасности субъектов РФ».

«Дальнейшее развитие ситуации в рамках описанного выше сценария приведет к невозможности сдерживать рост платы граждан за коммунальные услуги существующими правовыми механизмами. Учитывая вышеописанный сценарий функционирования тепловых электрических станций Минэкономики России, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» были внесены нормы, позволяющие собственникам тепловых электрических станций осуществить переход на новый метод разделения топливных затрат», — указывается в материалах Минэнерго.

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.