Новости ТЭК
Отгрузки в Китай энергетического угля сократились на 40%
(Ведомости) С января 2015 г. Китай ввел запрет на импорт и продажу угля с зольностью более 40% и содержанием серы выше 3%, под запрет также попал бурый уголь с зольностью более 30% и серностью выше 1,5%, говорилось на сайте Национальной комиссии КНР по развитию и реформам. Кроме того, Китай ввел пошлины на антрацитовые и коксующиеся угли – 3%, на каменный уголь – 6%, а для всех остальных углей – 5%.
В результате отгрузка российского энергоугля в Китай сократилась в январе – феврале в сравнении с таким же периодом 2014 г. на 40% до 2,7 млн т, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). В деньгах падение было еще больше – 47% до $181,5 млн, это произошло за счет снижения цен на энергетический уголь в конце года
«Кроме того, китайское правительство дало неофициальное распоряжение местным предприятиям не брать иностранный уголь, чтобы поддержать национальных производителей», – говорит собеседник «Ведомостей» в одной из российских угольных компаний.
Энергоуголь в Китай поставляют в основном СУЭК и «Мечел», еще один крупный игрок – «Кузбассразрезуголь», говорит аналитик УК «Альфа-капитал» Андрей Шенк. По данным сайта СУЭК, за 2014 г. компания произвела 98,9 млн т угля, данных о поставках в Китай и отгрузках за рубеж у компании нет. В 2013 г. СУЭК произвела 96,4 млн т, 64% из них – энергоуголь. В КНР компания в тот год отправила 13% произведенного угля, всего экспортные продажи СУЭК в 2013 г. составили 42,4 млн т. Компания «Мечел» за I–III кварталы прошлого года добыла 4,3 млн т энергоугля, что обеспечило компании $644,1 млн выручки, следует из презентации для акционеров компании. «Кузбассразрезуголь» произвел в прошлом году, по данным «Металл-эксперта», 38,4 млн т энергоугля. Реализация этой продукции идет через УГМК, которая в прошлом году поставила 28,6 млн т энергоугля за рубеж, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Представители УГМК и СУЭК не ответили на вопросы «Ведомостей», представитель «Мечела» отказался от комментариев.
Сократились поставки энергетического угля и в Европу. Если в январе – феврале 2014 г. они составили 9,6 млн т, то в этом году – 7,9 млн т, обошлось это европейским заказчикам на 26% дешевле, чем год назад, – в $533,3 млн. Снижение экспорта обусловлено тем, что газ в этом году для европейских потребителей был дешевле за счет подешевевшей нефти, говорит еще один источник в угольной компании.
В Великобритании, которая потребляет 18,7% от всего экспорта энергоугля из России, с апреля удваивается ставка на выброс СО2 до 18,1 британского пенни за 1 т, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. По его словам, это может привести к увеличению доли использования природного газа в генерации электроэнергии и уменьшению доли энергоугля. Добыча угля в Великобритании в январе упала до 732 000 т – это минимум с 1995 г., свидетельствуют предварительные данные британского министерства энергетики, пишет агентство Bloomberg.
Отмечает снижение экспорта и РЖД: в январе – феврале 2015 г. к прошлому году погрузка каменного угля (и уголь для металлургии, и энергоуголь) на экспорт снизилась на 2,6%, говорится в материалах госмонополии. При этом во внутрироссийском сообщении, наоборот, увеличилась на 10,5%. Железнодорожная монополия в аналитической записке пишет, что Китай сохраняет планы снизить использование угля с содержанием серы выше 1% и зольностью больше 20%, а также переориентироваться на закупку более высококалорийного и качественного топлива. Например, КНР ввела дополнительный сбор за использование высокозольного угля. Всего экспорт энергоугля за два месяца с начала года снизился к 2014 г. на 10% до 20 млн т, в деньгах падение было 17,6%, следует из данных ФТС.
Аналитик Газпромбанка Наталья Порохова объясняет увеличение внутренних перевозок угля тем, что в Сибири в этом году был крайне низкий уровень воды в реках, в связи с чем ГЭС не справлялись с выработкой электроэнергии и приходилось прибегать к генерации за счет угольных электростанций, в результате чего стоимость электроэнергии в этом году выросла к предыдущему на 40%. Пока угольщики также могут рассчитывать на спрос со стороны Южной Кореи или Японии, говорит аналитик RMG Андрей Третельников. Благодаря девальвации российские компании пока остаются конкурентными, говорит источник в одной из угольных компаний. Но промышленная инфляция в этом – следующем году – это реальная угроза, она может сделать российский уголь неконкурентоспособным, предупреждает Третельников.